www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
19.12.2016 13:25

Роста цен на молочку избежать в следующем году не удастся

В последнее время ростом цен на продовольственные товары никого не удивишь. Иногда подорожание достигает 20-30%. Но одно дело, когда меняются ценники на алкоголь, табачные изделия, и совсем другое – если дорожают социально значимые продукты питания.

Экспертное сообщество молочного рынка опубликовало настораживающие данные. Согласно им, цены на молоко в 2017 г. вырастут в среднем на целых 10%. И это не измышления отдельно взятых экспертов. Дело в том, что правительство РФ значительного сократило объемы господдержки молочной отрасли. Но это далеко не единственная причина. Также на протяжении текущего года регулярно падал спрос со стороны населения на «молочку». По итогам 2016 г. отрицательная динамика составила 15%. Так что повышения цен на молочную продукцию избежать вряд ли удастся.

Примечательно, что государственную поддержку молочная отрасль получает на протяжении 10 лет. Но, как утверждает Аркадий Пономарев, глава Молочного союза, за это время объемы производственных мощностей так и не выросли. Тем не менее, вины производителей молочной продукции в существующем порядке вещей нет — ведь они получают недостаточное финансирование со стороны государства. А, значит, говорить о развитии молочной отрасли даже не приходится. Им бы день простоять, да ночь продержаться.

Новые правила игры

В 2017 г. молочную отрасль ожидают коренные изменения. Планируется, что в отношении ее будут пересмотрены правила государственной поддержки. В частности, далеко не все субъекты РФ сделают молочную отрасль приоритетным направлением. Также действующая в настоящее время субсидия на 1 литр молока будет значительно уменьшена. Вместо прежних 11,9 млрд. руб. производители молочной продукции получат лишь 7,9 млрд. руб.

Более того, серьезные опасения вызывает и несвоевременные выплаты субсидий по различным инвестиционным программам. Штефан Дюрр, глава холдинга «Эконива», говорит, что его компания располагает 7 комплексами. По его словам, 6 из них функционирует в штатном режиме. А вот 1 предприятие, которое когда-то было возведено за кредитные средства, постоянно работает в убыток. Но закрыть его будет еще дороже. Вот и приходится оказывать ему безвозмездную материальную поддержку, изымая часть финансовых средств у других комплексов.

Штефан Дюрр утверждает, что даже для такого большого холдинга, как «Эконива», суммы, которые направляются на поддержку убыточного предприятия, отнюдь немаленькие. По его глубокому убеждению, если и в дальнейшем будут возникать задержки с выплатой субсидий, то комплекс придется закрыть.

Правда, холдингу «Эконива» еще повезло, так как он состоит из нескольких предприятий. В том случае, если обанкротится одно, останутся другие, с помощью которых можно довольно быстро компенсировать упущенную выгоду. Но что делать другим компаниям, которые имеют в распоряжении лишь один комплекс? Ответ на этот вопрос очевиден. В случае даже незначительной задержки выплаты по субсидиям им грозит настоящая катастрофа.

Выживут сильнейшие

Учитывая ощутимое сокращение государственной поддержки, которая со временем будет становится еще меньше, производителям ничего не останется, как выживать. Одним словом, они начнут повышать цены на свою продукцию. Естественно, спрос на «молочку» тут же упадет. Причем резко. Но производители не смогут пойти на встречу покупателям и будут вынуждены держать высокие цены на молоко. В противном случае, они прекратят свое существование и покинут рынок.

Впрочем, повод для осторожного оптимизма все же имеется. Если в следующем году не сбудется самый пессимистический прогноз по инфляции, молочная продукция подорожает лишь на 3-4%. Когда же ситуация будет развиваться самым наихудшим образом, то этот показатель достигнет 10% и более. По мнению Татьяны Рыбаловой, независимого аналитика молочного рынка, скорее всего, вероятен второй сценарий. Точно такой же точки зрения придерживаются и главы крупных молочных компаний, эксперты рынка.

Параллельная реальность

В то же самое время представители Минсельхоза в упор не желают замечать причин, которые могут заставить производителей молочной продукции резко повысить цены на свою продукцию. Там полагают, что самыми важными факторами, которые способствуют повышению доходности молочных холдингов и помогают привлекать им инвестиционные средства, являются доступные кредитные линии и прозрачные правила деятельности для всех без исключения игроков рынка. Также в ведомстве заверяют, что в настоящий момент сформированы адекватные закупочные цены на сырое молоко.

Что ж, от высокопоставленных чиновников ожидать другой реакции было бы наивно. Они высказались в привычной им манере. Вот только от их увещеваний никому легче не будет. Производители, которые не получат достаточной государственной поддержки, начнут поднимать цены на молочную продукцию. А потребителям придется ее покупать. Безусловно, они начнут много в чем себе отказывать, но без молока не останутся.

Множество причин

Василий Бойко-Великий, президент агрохолдинга «Русское молоко», заявляет, что уже сейчас многие производители стали повышать цены на свою продукцию. И причинами тому являются не только сокращение государственной поддержки и низкий спрос на молоко. Стоит учитывать, что на 50% увеличилась стоимость различных кормовых добавок. Вместе с тем, прибавила в цене и импортная упаковка, автозапчасти для техники. Также не стоит списывать со счетов и существующую конкуренцию с компаниями, которые в процессе производства продукции используют сухое молоко и пальмовое масло.

К слову, уже в первый день нового 2017 г. сельхозпроизводители получат возможность брать льготные кредиты, ставка которых не будет превышать 5% годовых. Возможно, в следующем году повысятся и штрафы за невыполнение технических регламентов. В общем, следующий год преподнесет производителям молочной много сюрпризов. По большей части, неприятных.

Конечно же, решение о предоставлении сельхозпроизводителям льготных кредитов под 5% годовых – мера нужная и своевременная. Но проблема заключается в том, что многие компании до сих пор не рассчитались по старым кредитным линиям. Именно поэтому можно предположить, что они не рискнут брать на себя дополнительные финансовые обязательства и будут стремиться погасить прошлые долги за счет повышения цен на свою продукцию.

Темы публикации:Молоко Цены
География:Россия
Комментарии