Потенциал аграрного сектора Украины: новые горизонты или планомерный упадок?
Экспорт и внешнеполитическая ситуация
Основное направление экспорта сельскохозяйственной продукции Украины до событий 2014 года — это Россия и страны СНГ. Ведение эмбарго, старт программы импортозамещения, а также невозможность вступления Украины в Таможенный союз сделали её продукцию неконкурентоспособной на традиционных внешних рынках.
Основные надежды в этой ситуации связывались с наращиванием поставок в страны Евросоюза, ведь даже, несмотря на то, что ассоциация не предполагает полноценного членства, падение курса гривны по отношению к евро сделало украинскую продукцию весьма привлекательной для зарубежных потребителей. Именно на этом этапе и возникают такие административные барьеры, как внутриевропейская программа поддержки собственных аграриев, представленная в виде определённых квот на импорт, а также акцизов и таможенных сборов.
Фактически, в таких условиях наращивание экспорта в Европу видится довольно туманной перспективой. В подтверждение этому уже во второй половине октября этого года Александр Романовский, директор департамента международного сотрудничества Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, констатировал, что квоты на поставки продукции аграрного сектора практически исчерпаны. Следует понимать, что дополнительные объёмы поставок будут облагаться пошлинными сборами, что в условиях слабого продвижения и малой известности украинских брендов в европейских странах не позволит сохранить конкурентоспособность товаров.
Кроме того, следует принимать во внимание уже существующие сложности, связанные с соответствием украинской продукции строгим европейским нормам. Именно из-за проблем с сертификацией мясной продукции, полномасштабные её поставки так и не были начаты, а квоты до конца года израсходованы не будут. Аналогичная ситуация возникает и в растениеводстве, причём не только на европейском, но и на азиатском направлении, поскольку Китай был вынужден вводить временный запрет на поставки зерновых культур ввиду их несоответствия санитарным нормам.
Сельскохозяйственный потенциал и перспективы роста
Наращивание экспорта предопределяет необходимость не только увеличения существующих мощностей, но и их технического перевооружения, а это без полномасштабной поддержки государства осуществить невозможно. Если сравнивать объёмные показатели первых трёх кварталов 2015 и 2016 годов, то полученные результаты вовсе не так однозначны. Если рассматривать растениеводство, то рост производства достиг 5%, включая частные домохозяйства, а вот животноводство сократилось на 2,8%. Это наглядно демонстрирует нехватку инвестиций и переориентацию ряда производителей.
Дело в том, что частные хозяйства, развитие которых обусловлено падением уровня доходов населения, обеспечили рост показателей растениеводства на 4,1%, что существенно снижает долю производителей в суммарном результате. Кроме того, такая продукция ориентирована исключительно на внутренний рынок и экспортироваться не может.
Сельское хозяйство – довольно инертная часть экономики, поэтому системное снижение показателей даже в незначительных объёмах обусловлено не производственным упадком, а сокращением спроса. В этих условиях производитель будет стремиться нарастить объёмы экспорта как наиболее прибыльное направление. Это подтверждает и Тарас Высоцкий, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса, который прогнозирует увеличение скорости израсходования квот в будущем году.
Виду довольно высоких рисков и низкого кредитного рейтинга Украины, зарубежные инвесторы не торопятся вкладывать средства в её аграрный сектор, который к тому же не имеет устоявшихся рынков сбыта. Тот факт, что сложившаяся ситуация не позволяет дать толчок крупным агрохолдингам, подтверждает и переориентация государственной программы на развитие малого предпринимательства в этой сфере. В частности, бывший премьер-министр Юлия Тимошенко провела презентацию своей программы развития сельского хозяйства, ключевым механизмом которой является наращивание малых фермерских предприятий семейного типа, а также увеличение их количества с существующих десятков тысяч до полутора миллионов.
Рассчитывать на зарубежную помощь не приходится, в сложившейся ситуации взаимодействие с европейскими странами сводится в основном к созданию единой нормативной базы и сертификационных механизмов, что на данном этапе не является первостепенной задачей.
Фактически основная работа по восстановлению докризисных показателей и обеспечению роста качества продукции перекладывается на плечи мелких производителей, которых предполагается объединять в профильные кооперативы. В подобных условиях говорить о кардинальном переломе и завоевании рынков развитых стран не приходится, при этом доля импорта в страны ЕС не превышает 28,6%.
Факторы сдерживания
Расчёт на западные инвестиции – тупиковый путь, который не позволит восстановить производственный уровень за приемлемый срок. На этом фоне не радужно выглядит и ситуация с внутренними ресурсами, поскольку крупномасштабному кредитованию препятствуют высокие банковские ставки, колебания курса национальной валюты, а также постоянный рост цен на энергоносители.
Не менее важным аспектом, сдерживающим развитие, а также снижающим инвестиционную привлекательность аграрного сектора, является сокращение административных и таможенных барьеров для европейских аграриев.
В качестве основного рычага, способного обеспечить интенсивный рост сельскохозяйственного сектора, называют отмену моратория на отчуждение земельных участков аграрного назначения, а также принятие нового Земельного кодекса. В действительности это должно способствовать приходу новых инвесторов, которым необходимы дополнительные гарантии в виде законодательно закреплённого права пользования наделами.
Однако не стоит забывать и о том, что данный законопроект открывает эту сферу прежде всего для иностранных выгодополучателей, что способствует активному перераспределению активов между крупными европейскими агрохолдингами. Получаемая таким образом добавленная стоимость ввиду особенностей налогообложения будет оставаться в ЕС и экономическому развитию Украина не способствует.
Таким образом, без разработки государственной программы, ориентированной на поддержку сельского хозяйства, украинские производители будут вынуждены эксплуатировать заложенные ранее основные фонды до достижения ими критического износа.