Экспорт удобрений - цены падают, объемы растут
Основные потребители удобрений – сельскохозяйственные растениеводческие предприятия.
Органические удобрения преимущественно являются продуктами местного потребления. Объем мировой торговли ими не превышает 700 млн. долларов в год. Россия занимает лидирующие позиции в мире по поставкам органических удобрений. Доля отечественных экспортеров - около 60%. Анализ этого направления не представляет интереса, так как большая часть поставок или носит приграничный характер, или затрагивает сферы декоративного растениеводства и ландшафтного дизайна.
Неорганические удобрения в подавляющем большинстве представлены различными минеральными солями. Выделяют калийные, азотные, фосфорные и комбинированные удобрения. Последние представляют из себя комбинацию нескольких солей и микроэлементов. Статистика производства минеральных удобрений включается в показатели химпрома.
Динамика цен на минеральные удобрения с 2012 года демонстрирует отрицательные показатели. Это связано с общим падением стоимости сырьевых товаров (экономисты связывают этот процесс с завершением «сырьевого суперцикла»). Еще один фактор – падение цен на биотопливо (из-за удешевления нефти), которое являлось драйвером спроса на минеральные удобрения и поддерживало расценки. Большую роль сыграл и выход на мировой рынок китайских производителей.
Одновременно с этим спрос на минеральные удобрения в натуральных показателях непрерывно рос. Это вызвано ростом мирового населения и увеличением производства сельхозпродукции. Данная тенденция сохранится в обозримом будущем. Эксперты прогнозируют рост спроса по калийной группе в районе 3% в год, по фосфатной – около 2%, азотные удобрения «прибавят» 1,5%.
Россия входит в пятерку ведущих мировых лидеров в производстве минеральных удобрений. При этом более 70% выпускаемой продукции – это экспорт. Внутрироссийское потребление минеральных удобрений последние 4 года падало, но в 2015 году данные показатели стабилизировались после начала реализации программы государственной поддержки сельхозпроизводителей. Однако изменение соотношения экспорта и внутреннего потребления не предвидится. При этом расход минеральных удобрений на гектар обрабатываемой земли в России все равно в 2,5 ниже, чем в США и странах ЕС.
Производство минеральных удобрений возрастало в России на протяжении последних 20 лет. Исключением стали кризисные 2008-2009 годы и первое полугодие 2015, на которое оказала влияние авария на добывающих мощностях компании «Уралкалий». Причина этого роста – благоприятные природные условия (наличие всех необходимых ресурсов) и обеспеченность России отгрузочными мощностями. В настоящий момент объем производства превысил 20 млн. тонн.
Экспорт удобрений в таможенной статистике России
Наиболее полно статистические данные по экспорту минеральных удобрений представляет российская таможня. Таможенная статистика первого полугодия 2016 зафиксировала следущие показатели:
- Общий объем: 16,3 миллиона тонн
- Контрактная стоимость: 3,7 миллиарда долларов США
- Среднемесячное число экспортёров: 60 - 97
Источник: http://www.ved-stat.com/tamozhennajastatistica/238-export-fertilizers
В динамике экспорта удобрений наблюдался некоторый спад в январе и мае. Скорее всего, причина этого явления сугубо «техническая» – большое количество выходных дней в этих месяцах.
Товарная структура российского экспорта демонстрирует приблизительно равные доли азотной, калийной и комплексной групп.
Это соответствует структуре производства, которая обусловлена наличествующим в России природным сырьем.
Распределение удобрений по странам назначения демонстрирует значительную диверсификацию.
На 51% общего экспорта приходится 5 стран. Немаловажно, что крупнейшие клиенты – Бразилия и Китай. В настоящий момент такая ситуация снижает политические риски.
Среди рейтинга экспортеров также нельзя выделить однозначного лидера.
Исключение – калийная группа, основной масштаб производства в которой приходится на ПАО «Уралкалий».
В настоящий момент для российских экспортеров существует два основных риска:
- Падение стоимости национальных валют стран-экспортеров. Это нивелирует преимущества России, которые были сформированы девальвацией рубля.
- Наращивание масштабов производства в Китае. «Поднебесная» имеет большие логистические преимущества перед Россией в торговле на емком азиатском рынке.
Позитивный фактор – возможный рост спроса со стороны Индии.
Материал подготовлен на основе данных, любезно предоставленных Алексеем Старченко, ведущим экспертом Аналитической Группы ВЭД-Стат.