Российский рынок алкоголя ищет новые точки роста
Экспортный потенциал и внутриотраслевые тенденции
Производство и реализация алкоголя в России и за рубежом является существенной статьёй дохода федерального бюджета. За последние несколько лет экспорт данной продукции систематически снижался, что обусловлено обострением внешнеполитической ситуации.
Так, с 2013 по настоящее время фиксируется резкий спад экспорта в Украину, которая была ведущим потребителем алкогольной продукции из России. Если провести анализ показателей в цифровом выражении, то в 2013 году в эту страну было экспортировано 27,8 млн. литров на сумму 38,6 млн. долл., но уже в 2014 году – всего 13,8 литров на сумму 12,2 млн. долл.
И не смотря на ожидания производителей, стабилизации ситуации не произошло, более того, в 2015 году сокращение объёмов поставок продолжилось. И составило при этом не менее 29% по отношению к считавшемуся провальным 2014 году. Таким образом, прошлогодняя выручка от экспорта алкоголя в Украину составила всего 3,87 млн. долл.
Что же касается поставок слабоалкогольной продукции, такой как пиво, то интенсивные поставки первой половины 2014 года позволили удержать показатели на уровне, даже не смотря на их фактическую приостановку в августе. Восстановление данного рынка остаётся под большим вопросом не только по политическим и внешнеэкономическим соображениям, но и в связи с ростом акциза на данную продукцию. Это существенно снизит доступность пива для населения, поскольку прогнозируемый рост розничной цены составит не менее 45%, ввиду чего возобновление поставок в условиях падения рынка становится нецелесообразным.
По мнению Исаака Шепса, бывшего президента пивоваренной компании «Балтика», определённому сохранению позиций компании способствует и тот факт, что часть производства размещена на мощностях Carlsberg Group в Украине.
Не менее сложная ситуация сложилась и с экспортом ликёроводочной продукции в Азербайджан. Из-за девальвации местной валюты экспорт в денежном эквиваленте сократился вдвое, с 10,56 до 5,3 млн. долл.
На этом фоне несколько оптимистично выглядят показатели экспорта в такие страны как США, Германия, Канада, Франция и Польша, в которых объёмы реализации по итогам 2015 года показали рост от 5 до 28%. Более того, чрезвычайно высокими темпами росли поставки в Великобританию, где доля российской продукции на рынке составила 15%.
Стоит, однако, присмотреться не только к объёмным показателям экспорта, но и к его денежному выражению. Так, ввиду снижения курса рубля по отношению к доллару и евро, стоимость отгружаемой продукции из России существенно снизилась, что позволило ритейлерам занять дополнительные объёмы рынка за счёт перехода в бюджетную нишу недорогого алкоголя. Что же касается производителей, то по итогам 2015 года экспорт в европейские страны в денежном эквиваленте сократился на 10%.
Довольно ощутимое влияние на объёмы поставок оказывает и протекционистская политика местных властей. В частности, в Казахстане был введён порядок внесения специального залогового депозита, гарантирующего реализацию продукции на территории страны.
Серьёзную конкуренцию отечественным составляют местные производители. Так, в Монголии, которая по итогам 2013 года была крупнейшим импортёром пива, уже в 2014 году был зафиксирован спад продаж российской продукции вдвое.
Расширение рынков сбыта и перспективы роста
Наиболее значимой новостью 2016 года стало получение лицензии на торговлю алкоголем в Китае российской компанией «Русский экспорт», первоначальный срок действия контракта составляет три года. По его условиям предполагается поставка пива и водки в Поднебесную. Рядом экспертов выдвигались сомнения по поводу перспектив китайского рынка, поскольку его потребности полностью покрываются местными производителями. Таким образом, российская продукция потенциально может оказаться в узком сегменте зарубежного алкоголя средней ценовой категории.
Однако если проанализировать качество местной продукции, то российский алкоголь имеет все шансы прочно обосноваться на китайском рынке. По мнению Михаила Смирнова, главного редактора портала «Алкоголь.ру», в Китае существуют многовековые традиции употребления крепких алкогольных напитков, а в последние годы активно развивается тенденция по привлечению зарубежных производителей. В частности, интенсивно развивается сфера виноделия совместно с французскими специалистами, однако существенная нехватка площадей под виноградники в Китае оставляет огромный потенциал для импорта.
В настоящий момент объёмы экспорта в Китай не уточняются, скорее всего речь идёт о пробных поставках с целью фактической оценки объёмов рынка. По словам Сергея Седова, генерального директора компании «Гоу Чайна», потенциал китайского рынка огромен, особенно с учётом большого количества населения. Даже если суммарное потребление в пересчёте на человека составит менее процента, то общие объёмы поставок будут весьма ощутимы.
Что же касается отечественной продукции, то в 2016 году зафиксирован рост производства водки в среднем на 30%, что обусловлено скорее не увеличением продаж и спроса, а легализацией неучтённых объёмов и уходом с рынка недобросовестных производителей. Фактически мы имеем дело с документальным подтверждением фактических объёмов производства, которые ранее не были учтены. Так, по результатам комплексных проверок в Кабардино-Балкарии, были приостановлены лицензии сразу нескольких заводов.
Более того, во второй половине года может сформироваться дефицит зарубежной продукции ввиду нехватки акцизных марок.
Таким образом, экспорт российского алкоголя в настоящее время находится под влиянием ряда как негативных, так и положительных факторов. Так, снижение курса рубля позволило повысить конкурентоспособность отечественной ликёроводочной продукции на зарубежных рынках. Но обострение внешнеполитической ситуации фактически закрыло возможность поставок в ряд стран. Более того, в условиях введения санкций снизилось доверие к российским поставщикам на долгосрочную перспективу. С другой стороны, выход на новые рынки сбыта в ближайшее время не сможет кардинально изменить ситуацию.