www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
10.08.2016 07:40

Утиное мясо может повторить успех мяса индейки

В сложной экономической ситуации особый интерес вызывают проекты, направленные на заполнение пустующих ниш. Одним из таких проектов может быть производство мяса утки и сопутствующих продуктов.

Рыночная конъюнктура и формирование рынка сбыта

В условиях постоянного продления санкций, а, следовательно, и продуктовых эмбарго, многие аграрии получили резкий стимул к развитию, расширению производства и заполнению освободившихся ниш. Это, безусловно, логичный и оправданный экономической ситуацией ход, однако рано или поздно рынок вернётся к свободной конкурентной борьбе, которую отечественные производители однажды уже проиграли.

Отсутствие собственных инновационных сельскохозяйственных технологий, необходимость масштабных капиталовложений, длительные сроки окупаемости не позволят отечественным предприятиям на равных конкурировать с зарубежной продукцией, если рынок будет открыт через пару лет. Даже если аграрно-промышленный комплекс успеет получить необходимый импульс развития, жёсткая конкуренция существенно снизит его инвестиционную привлекательность.

Именно поэтому интерес вызывают проекты по выводу на рынок нового продукта и формированию культуры его потребления. В качестве пилотного предприятия в этом направлении выступил комплекс «Индолина» в Ростовской области. Предприятие по производству мяса индейки и сопутствующих продуктов было запущено ещё в 2003 году. Тогда мало кто верил в этот проект ввиду практически полного отсутствия этого продукта на рынке, невозможности оценить потенциал и возможные объёмы реализации. Уж очень экзотичным казался выводимый на прилавки продукт.

Сейчас «Индолина» — крупнейший в Европе и четвёртый (по объёмам производства) в мире комплекс по выращиванию индейки, часть продукции которого экспортируется за рубеж, что благодаря росту курса доллара в разы увеличило прибыльность проекта. Кроме того, в России была сформирована целая ниша, которой не было раньше, и лидерство в которой не зависит от эмбарго и прочих искусственных ограничений.

С 2013 года владелец «Индолины» Вадим Ванеев занимается реализацией нового проекта по производству мяса утки – «Утолина». Это производство уже вышло на проектную мощность и осуществляет поставки даже в Китай, где потребление утиного мясамноговековая традиция.

Комментарий компании «Донстар» (ТМ Утолина)

«По оценкам PricewaterhouseCoopers (PwCмеждународный консалтинг и аудит), потребление утки с появлением компании «Донстар» стало расти. То есть, с появлением на рынке предложения широкого ассортимента разделки, круглогодичной (не сезонной) поставки, глубокой переработки из утки, стал возрождаться и интерес к продукту. Но он только возрождается, о росте говорить пока рано.

Потенциально рынок утки в России мог бы растино для этого нужно прежде всего развивать возможности производства, вкладывать мощные ресурсы в генетикуРоссии нет селекции первого и второго порядка), в развитие научной составляющей, раскачивание спроса».

Инвестиционная привлекательность проектов по созданию и развитию птицеферм, специализирующихся на выращивании утки, подкрепляется тем фактом, что это весьма полезный продукт. В мясе промышленно выращенной утки меньше жировПомимо этого, утиное мясо содержит витамин А в количествах, достаточных для улучшения регенерации эпидермиса и зрения человека. Утиная печень способствует интенсификации метаболизма благодаря содержанию пантотеновой кислоты. Кроме того, современное производство с закрытым процессом и тщательным санитарным контролем, в отличие от старых птицефабрик, позволяет полностью защитить птицу от возможных заболеваний, что позволяет уменьшить применение препаратов-антибиотиков. Уникальная сбалансированность микроэлементов делает утиное мясо полезным для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. А повышенное содержание активных протеинов позволяет организму переносить тяжёлые эмоциональные и физические воздействия.

Комментарий компании «Донстар» (ТМ Утолина)

«Полезность мяса утки доказана многими специалистами: в нем больше витамина А и других необходимых здоровью веществ, чем в других видах мяса. В утке полезен даже жир – повышает иммунитет. Неповторимый вкус и аромат мяса утки ценит весь мир – блюда из утки царствуют в меню многих стран.

Промышленная утка компании «Донстар» характеризуется меньшим количеством жира и особой нежностью мяса в сравнении с привычной многим фермерской, так как утка забивается на 40 день и, по сути, это мясо утенка.

Уткапродукт полезный, укрепляет иммунитет, но не диетический и не для каждого. Это продукт для удовольствия, случай побаловать себя или кого-то. Неслучайно название марки продукции, выпускаемой компанией «Донстар», «Утолина» восходит к старорусскому слову «утолить», «баловать, ублажать». Название марки напоминает, что утка – это давняя гастрономическая традиция для России, но, скорее, праздничный элемент, признак достатка, роскоши».

Развитие отечественного производства

Такое привлекательное направление не осталось без внимания и других аграриев. Так, с 2014 года разведением утки занимается компания «Утиные фермы» в Челябинской области. Кроме того, ООО «СовМясТорг» заявила о начале строительства птицеводческого комплекса мощностью 5 миллионов голов в Саратовской области.

Что же касается «Утолины», то на сегодняшний день объёмы производства уже достигли 24 тысяч тонн мяса в год, ведётся работа по расширению мощностей, подготовке специализированных кадров, развитию отечественной селекции, по развитию собственной сети специализированных магазинов.

Комментарий компании «Донстар» (ТМ Утолина)

«В 2015-м году компания «Донстар» произвела 24 тыс. тонн. В 2016-м году по итогам шести месяцев произведено 15 тыс. тонн мяса утки.

Для выхода на второй этап производстваувеличение мощностей компании до 70 тыс. тонн в год мяса утки в живом весекомпании «Донстар», необходимо провести модернизацию ряда объектов (МПК, ККЦ, инкубатор, пометохранилище), оснастить новые объекты оборудованием, осуществить строительство 68 птичников коммерческого стада утки и 30 птичников родительского стада. Это очень сложный и долгий проектон мог бы окупаться не менее 8-10 лет».

Показатели «Утиных ферм» гораздо скромнее. Так, в 2016 году планируется выйти на объём в 6,5 тыс. тонн, что достаточно много, учитывая, что первая товарная продукция была получена только в ноябре 2015 года. По мнению директора «Утиных ферм» Сергей Костенко, называть данное направление новым не верно, поскольку в советское время утка имела долю в 15% от общего объёма мясной продукции.

В наиболее сложной ситуации потенциально находится ООО «СовМясТорг», поскольку к моменту выпуска товарной продукции на рынке уже будут присутствовать два крупных игрока. Не стоит забывать и о сложностях реализации самого проекта в условиях снижения инвестиционной активности, а также слабой поддержки государства, поскольку при сроке реализации более восьми лет он не попадает под программу субсидирования.

Кроме того, о планах по строительству птицефабрики в Саратовской области заявлял и Вадим Ванеев, что было обусловлено наиболее благоприятным инвестиционным климатом в регионе. Однако от планов из-за кризиса пришлось отказаться и сконцентрировать ресурсы на ввод в эксплуатацию мясоперерабатывающего комплекса.

В любом случае, наличие крупных игроков позволит закрыть внутренние потребности и создаст здоровую конкурентную среду, повышающую шансы отрасли на успешное развитие.

По мнению Юлии Колпаковой, аналитика департамента бизнес-планирования и маркетинговых исследований Global Reach Consulting, структура рынка мяса птицы не менялась годами, а производство утки стало нишевой сферой небольших фермерских хозяйств. Основными поставщиками были Китай и страны ЕС, и только приход новых игроков позволил переломить ситуацию. На сегодняшний день утка занимает 5% от рынка мясной продукции в России.

Мушег Мамиконян, президент Мясного союза, отмечает несомненный успех данных проектов, а также тот факт, что продвижение утиного мяса и сопутствующих продуктов не потребует столь значительных сопутствующих затрат, как это было с индейкой.

Таким образом, российский рынок утиного мяса находится в стадии первоначального заполнения, в ходе которой были созданы проекты, находящиеся в стадии реализации от заявлений о намерениях и подготовки площадки до выхода на запланированную мощность. Именно отсутствие рынка сбыта и культуры потребления позволили отечественным аграриям без особых усилий занять пустующую нишу и вывести конкурентоспособный продукт не только на российский, но и на зарубежные рынки.

Темы публикации:Мясо Птицеводство
География:Россия
Комментарии