www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
30.05.2016 18:15

Продукты питания уходят в онлайн

Онлайн-торговля продуктами питания во многих странах Европы успешно развивается. Россия же пока же с недоверием осваивает эту нишу.

Так уж повелось, что все новые сервисы и услуги, которые связаны с Интернетом, появляются в России с некоторым опозданием. Проще говоря, сначала они становятся доступны жителям западных стран, а спустя какое-то время ими могут пользоваться уже и граждане РФ. Взять, например, ту же онлайн-торговлю продуктами питания. Если в Евросоюзе такой сервис уже давно и успешно функционирует, то в России он только начинает развиваться. При этом никто не может сказать наверняка, приживется ли он в отечественных условиях.

В Санкт-Петербурге может открыться сеть магазинов «Мясное подворье», которая будет осуществлять продажу охлажденного мяса в том числе и посредствам специального онлайн-сервиса. Жители северной столицы, не выходя из дома, смогут складывать в виртуальную корзину те или мясные продукты. Более того, выбирать их они будут не «вслепую». То есть, в процессе шоппинга им предстоит руководствоваться не банальными изображениями продуктов, имеющих лишь иллюстративный характер, а сверхкачественной картинкой, которую будут транслировать видеокамеры высокого разрешения. Впрочем, такой сервис уже запущен. Правда, пока он работает в тестовом варианте. На данный момент покупатели могут приобрести продукцию некоторых фермеров и полуфабрикаты. Причем последние изготавливаются в режиме открытой кухни, прямо на виду у пользователей.

Роман Стогов, который возглавляет инвестиционно-управляющую компанию «STEIT», полагает, что мясной магазин, который предусматривает онлайн-трансляцию производственных процессов, имеет большое будущее. Также, по его мнению, у подобной торговой площадки всегда будет стабильная клиентская база, которая при любых обстоятельствах сохранит верность виртуальному шоппингу.

Процесс пошел


Несмотря на первые проекты, которые оказались совершенно провальными, крупные ритейлеры не отказываются от своих планов и массово открывают виртуальные продуктовые магазины. Причем они уверены, что их не постигнет печальная участь прежних торговых площадок. И на это имеются веские основания – ведь руководство торговых сетей проделало большую работу над ошибками.

Руководитель консалтинговой компании «Директфуд» Мстислав Воскресенский, который уже запустил успешные интернет-проекты для некоторых отечественных продуктовых сетей, с оптимизмом смотрит в будущее. По его мнению, к теперешнему времени у крупных ритейлеров уже сформировалась рентабельная бизнес-формула по организации виртуального шоппинга. Безусловно, она появилась не на пустом месте, ей предшествовала череда неудачных экспериментов и досадных ошибок.

Данная бизнес-формула подразумевает, что на базе одной из розничной сети, которая относится к среднему сегменту, создается интернет-магазин. При этом она должна состоять, как минимум, из 10 супермаркетов и располагаться в мегаполисе-миллионнике. По подсчетам Мстислава Воскресенского, такая бизнес-формула способна принести прибыль около 500 млн. руб. в течение первых двух лет работы. Вместе с тем, созданный по подобной схеме интернет-магазин должен обслуживать как частных, так и корпоративных клиентов. К слову, именно по такому принципу работают «Tesco» и «Sainsbury’s» в Великобритании, а также испанская «Mercadona». Примерно 15% выручки эти компании получают благодаря торговле через интернет.

Кризис в помощь


Показательно, что торговать продуктами питания стали даже те компании, которые раньше реализовывали исключительно непродовольственные товары. К их числу относится не только торговая площадка Ozon.ru, но и «Юлмарт» с «Wildberries». Пересмотреть свою политику этих крупных ритейлеров заставил кризис, так как продукты питания пользуются у населения стабильно высоким спросом. Если при уменьшении ежемесячного дохода человек откажется от покупки тех же книг или бытовой техники, то вот без стандартного продуктового набора ему никак не обойтись.

Однако торговые площадки, которые первоначально создавались для реализации непродовольственных товаров, априори не могут стать полноценными виртуальными продуктовыми магазинами. Например, тот же Ozon.ru и «Юлмарт» не могут позволить себе торговать скоропортящимися продуктами — только теми, которые обладают длительными сроками хранения: чай, кофе, гречка. А так больших денег не заработаешь. Более того Ozon.ru и «Юлмарт» не в состоянии осуществить быструю доставку заказанных продуктов.

Позиция


Федор Вирин, эксперт по интернет-маркетингу, придерживается другого мнения и считает, что торговля продуктами через Интернет не приживется в России. По той простой причине, что она не сможет конкурировать с офлайн-торговлей. В смысле, с привычными нам всем магазинами. С ним в корне не согласен Мстислав Воскресенский. Свою позицию он аргументирует тем, что в последнее время появилось много успешных проектов, среди которых выделяется «Утконос». При этом он уверен, что данная компания еще не раскрыла весь свой потенциал. Если руководство этой торговой площадки добавит в ассортимент продукции свежую выпечку, различные салаты, куриное и свиное мясо, прибыль компании значительно вырастет, так как морально россияне уже готовы заказывать через интернет так называемую фреш-продукцию.

Впрочем, что бы там ни говорили и каких бы оценок ни давали разные эксперты, а действительность такова, что в последнее время крупные ритейлеры стали открывать интернет-магазины или, по крайней мере, всерьез задумались над подобными проектами. К слову, тот же «Магнит» уже тестирует виртуальную торговую площадку. О своих планах развивать торговлю продуктами питания через интернет уже заявили представители «Ленты» и «Перекрестка». В общем, практически все розничные сети международного и федерального масштабов, которые работают в России, стремятся организовать виртуальные торговые площадки.

Единственное, что может замедлить процесс развития онлайн-торговли продуктами питания в России, так это отсутствие квалифицированных кадров, способных грамотно организовать работу и добиться намеченных целей. Конечно, таковых можно пригласить из-за рубежа. Но проблема в том, что они не знакомы с особенностями отечественного рынка и принятые ими решения могут просто не «выстрелить». Именно поэтому квалифицированных кадров необходимо взращивать на родной земле. И такой процесс уже идет. Пускай медленно, но главное, что наметилась верная тенденция.

Темы публикации:Ритейл
География:Россия
Комментарии