www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
09.04.2016 11:54

Светлая и темная стороны сырного импортозамещения

Прошло всего два года продуктового эмбарго, и требовать ошеломительных результатов от АПК было бы наивно. Пожалуй, только отечественные сыроделы сумели максимально занять освободившуюся нишу.

Эмбарго на поставку целого ряда продуктов питания из-за рубежа, которое два года назад ввела Россия в качестве ответной меры на экономические санкции, заметно повлияло на внутренний рынок. Взять, например, тех же сыроделов. По сравнению с досанкционным периодом они рванули далеко вперед.

Впрочем, отечественные сыроделы добились бы большего, если на их пути не возникало бы много препятствий, которые, по словам главы холдинговой организации «АгриВолга» Андрея Грачева, не в последнюю очередь создают законодательные органы. Также полноценному замещению импортного сыра мешает и острый дефицит сырья – сырого молока.Несмотря на имеющиеся проблемы, Андрей Грачев позитивно смотрит на сложившуюся ситуацию. По его мнению, взятый Россией курс на импортозамещение помог появлению большого количества новых рабочих мест и в целом улучшил качество выпускаемой продукции.


Фермеры не у дел


Но одно дело – крупные предприятия и холдинги, которые имеют в своем распоряжении и ощутимые финансовые ресурсы, и хорошую производственную базу. Что же касается небольших компаний и фермеров, то им сложно конкурировать с крупными игроками. Они не только безуспешно пытаются пробиться на местные региональные рынки, но и никак не могут договориться с торговыми сетями. Отчего складывается впечатление, что крупный ритейл их игнорирует. Но так ли это на самом деле? Возможно, мелкие сыроделы прилагают недостаточно усилий или вовсе не желают выбираться из своеобразного «гетто»?

Руководителипредприятия «Воскресенский сыродел» уверяют, что идти на сотрудничество не хотят именно торговые сети. По их мнению, сетям не выгодно закупать небольшие партии продукции – им нужны большие объемы, которые произвести маленькие компании просто не в состоянии. При этом торговые сети практикуют большую отсрочку платежа — она доходит до 45 суток. То есть, если фермер или небольшой завод доставил необходимый товар, то торговая сеть оплатит его лишь спустя 1,5 месяца. Что, разумеется, фермеру весьма невыгодно. Также, по наблюдениям менеджеров «Воскресенского сыродела», торговые сети составляют неравноправные договора. В основном в них прописаны обязанности поставщика, и лишь пару пунктов отведено на ответственность самого заказчика.

Печально, что небольшие сыродельные компании и торговые сети до сих пор не нашли общего языка. Ведь, в конечном счете, выиграл бы потребитель. Во-первых, появилась бы более жесткая конкуренция, а, следовательно, снизились бы цены. А, во-вторых, на полках магазинов вырос бы ассортимент по-настоящему натуральной продукции, лишенной всяких добавок и усилителей вкуса. Дело в том, что фермеры и маленькие заводы изготавливают сыр из собственного сырья, имея в распоряжении молочное стадо. Тот же «Воскресенский сыродел» выпускает 50 тонн сыра в течение месяца. Для достижения своих целей небольшие компании или изобретают собственные рецепты, или заимствуют технологию у передовых зарубежных заводов.


Лидеры продаж


Эмбарго на поставки продуктов изменило как ассортимент сыров в магазинах, так и вкусовые предпочтения потребителей. Особой популярностью стал пользоваться сыр адыгейский. Причем он не является лидером рейтинга предпочтений, который составили эксперты компании «Ipsos Comcon». В ТОП наиболее востребованных россиянами сыров ему отведена лишь строчка под номером «6».

Владимир Чеверов, который возглавляет департамент крупного производителя «Доминант», полагает что выросшая популярность адыгейского сыра обусловлена исчезновением из продажи импортных феты, а также моцареллы. Примечательно, что наряду с адыгейским сыром выросли продажи и сулугуни. Эти двум сортам удалось занять около 20% рынка.

Что же касается лидера продаж, то им был признан сыр «Российский», его приобретают более 60% потребителей. Ирина Васенкова, которая работает в «Ipsos Comcon», считает, что этот сорт стал популярным у россиян в силу своей доступности. Действительно, в отличие от многих других сыров, цена на «Российский» не кусается. На вторую строчку рейтинга попал сыр «Голландский». Ему отдают предпочтение почти 38% россиян. Третье место занял сыр «Пошехонский».

В целом же действие продуктового эмбарго не сказалось на увеличении потребления сыра. Подверглась изменению лишь так называемая «корзина». Проще говоря, возросла доля сыров отечественного производства, которые в буквальном смысле этого слова заполонили все торговые сети.

Примечательно, что выросло потребление и плавленых сыров. Об этом свидетельствуют показатели продаж торговой сети «Перекресток». Если до введения эмбарго их реализация в натуральном выражении составляла около 17% рынка, то затем этот показатель вырос на 2% и достиг 19%. Представители «Перекрестка» отметили, что потребители переориентировались на боле дешевые сорта сыра. Сложившаяся тенденция говорит о том, что потребители стали более экономными.

Данные Росстата свидетельствуют, что в прошлом году изготовление сыров и другой сырной продукции достигло более 581 тыс. т. На импорт пришлось более чем 31 тыс. т. сыра и творога. По сравнению с позапрошлым годом произошел значительный всплеск производства сыра и сырных продуктов (прирост составил чуть более 14%). А вот импорт сыра и творога, наоборот просел. Причем ощутимо, в целых шесть раз.


Обратный эффект


Вместе с качественной продукцией, произведенной отечественными сыроделами с соблюдением необходимых санитарных норм, в продаже стал появляться и «подпольный» сыр. Так, частник продал владельцам одного кафе из Калининграда брынзу. Последняя была использована при приготовлении блюд для выпускного вечера, празднование которого состоялось в том заведении, что обернулось для гостей выпускного массовым отравлением и заражением сальмонеллезом. Позже выяснилось, что частник занимался изготовлением брынзы в кустарных условиях, игнорируя элементарные нормы санитарии.

Отдельного разговора заслуживает и недобросовестность сыроделов. Бывший сотрудник одного из заводов по переработке молока приоткрыл завесу тайны. По его словам, руководство предприятия не стремилось заниматься импортозамещением, а просто меняла названия традиционных отечественных сыров. Таким образом, из «Костромского» сделали «Эдам», а «Сметанковый» превратился в «Эмменталь».

Но если фейковые названия не несут угрозы для здоровья людей, то вот подпольные предприятия представляют реальную угрозу для жизни. Сотрудниками Россельхознадзора был обнаружен нелегальный цех по изготовлению сыра, располагавшийся в Подмосковье, на территории Наро-Фоминского района. Там производили сыр с грубыми нарушениями норм санитарии.

Имортозамещение – длительный процесс, который сопряжен с рядом проблем. Чтобы их решить, двух лет мало. Необходимо больше времени. И тогда, хочется надеется, рынок России заполонит не фейковая продукция или изготовленные в кустарных условиях продукты, а, действительно, качественные сорта сыра.

Темы публикации:Сыр
География:Россия
Комментарии