www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Статьи
12.03.2010 11:39

Несоциальные продукты

Государство пообещало взять ценники на самые социальный продукты — хлеб и молоко — под свой контроль, и потребители успокоились. Но на самом ли деле все так стабильно и что происходит с «несоциальными» продуктами питания?
Мы мало обращаем внимания на то, как по копейкам растет цена на чай, мед, кофе, чеснок и уж тем более специи: ну кто станет возмущаться, если пакетик перца вдруг вместо 2,5 рублей будет стоить 3 или 3,5 рубля? Но на самом деле вот такие малозаметные прибавки в конечном итоге выливаются в неплохие прорехи в семейном бюджете.

Россия вообще не имеет собственного производства специй, кофе, какао-бобов, поэтому стоимость данных продуктов изменяется вслед за курсом доллара и рубля, зависит от погоды в странах-поставщиках (например, засуха в Кении, Индии, Шри-Ланке серьезно уменьшила урожай) и уровня таможенных пошлин.

Кроме того, производство меда и чеснока в нашей стране лежит на плечах частников, промышленных объемов пока и не предвидится. А это значит, что бабушки на базаре и мелкие пасечники, следящие за ценами в магазинах и понимающие, что их продукция будет востребована вне зависимости от уровня цен, чувствуют себя весьма вольготно – какую цену ни напиши, все купят.

Поэтому эксперты, проследив уровень цен в прошлом году, дают весьма неутешительные прогнозы на 2010. «В ближайшие месяцы потребителей ждут более высокие темпы роста цен на многие товары и услуги», - цитирует, например, аналитика Максима Клягина «Российская газета» (http://www.rg.ru). В то время как цены на большинство продуктов из потребительской корзины повысятся несильно – 4-5% — отдельные категории товаров нас должны порадовать.

Прежде всего эксперт указывает на мед, цена на который за 2009 год, по данным Росстата, выросла на 15%. Хотя этот продукт не считается жизненно необходимым и не является основной статьей в расходах на питание, спрос на него растет. В этом помогли и медовые ярмарки, и популяризация со стороны государства, однако в агроэкономике страны производство меда пока не имеет веса.

«Расширения производства не происходит, - сетует знаток медового рынка в России Евгений Жуков. - Российские пасеки сейчас не могут обеспечить всю страну». По словам эксперта, поэтому пчеловоды и завышают цены - все равно их товар раскупят. К тому же на повышение цены повлияли и инфляция, и повышение транспортных расходов и тарифов ЖКХ. Причем большую часть рынка занимают «приусадебные пасечники», а далеко не крупные медовые компании.

Следующий продукт, чтя стоимость незаметно растет – чеснок. И этот рынок контролируют мелкие огородники. По данным Росстата, по сравнению с январем прошлого года цена на килограмм выросла вдвое - до 95 рублей. При этом ежегодный объем потребления составляет 200 тысяч тонн. И снова провал на индустриальном уровне. «Мы не умеем его хранить - нет технологии», - объясняет эксперт по механизированному возделыванию чеснока Дамир Абушаев. В магазинах продается китайский чеснок, цена которого зависит от курса валют, а качество – гораздо ниже нашего, да и хранится он хуже, чем отечественный. По словам специалиста, когда товар из Китая заканчивается, российские производители повышают цены на свой чеснок.

Чай и кофе. К январю черный чай подорожал, по сравнению с прошлым годом, на 22%. «Кроме роста курса доллара сильно повлиял неурожай», - пояснил Рамаз Чантурия, руководитель ассоциации «Росчайкофе». И если бы в последние годы 85% чая не стали перерабатывать в России, то он подорожал бы еще больше. Отмена пошлин на сырье, строительство новых перерабатывающих заводов и дифференцированные ставки на импортные товары сделали благое дело. По прогнозам Рамаза Чантурии, в ближайшие месяцы этот товар больше не подорожает.

Но это в отличие от растворимого кофе, который до весны подскочит в цене на 10-15%. Его стоимость уже выросла за год на 18 процентов. Большой вклад в нынешнее повышение цен внес неурожай в Колумбии. Эта страна является крупнейшим поставщиком так называемой «мытой арабики» (важный товар в среднем сегменте). Цена именно на этот сорт сильно повлияла на стоимость всего кофе на товарных биржах Лондона и Нью-Йорка. При этом своего производства растворимого кофе в нашей стране мало, а молотый мы почти полностью производим сами из импортных зерен. Поэтому первый и подскочил в цене на 200 рублей за килограмм, а второй - только на сорок.

Но более всего цена повысилась на черный перец. По данным Росстата, за год средняя стоимость перца в горошке выросла с 474 до 568 рублей за килограмм. Подобный рост, как говорит Максим Клягин, не представляется чем-то из ряда вон выходящим. Перец - исключительно импортный товар, поэтому на него очень сильно повлияло снижение курса рубля. К тому же в основных странах-производителях - Индонезии, Бразилии и Китае - прошлый год был неурожайным по многим видам культур, в том числе и специй.

Может, это и ожидаемое повышение цен, но от этого не легче. Если цены будут расти с той же динамикой, то черный перец и прочие специи быстро перекочуют из разряда «мелкие расходы» в «основные». И чего тогда ожидать в сезон заготовок, солений и маринований?
Темы публикации:Экономика
География:Россия
Комментарии