www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
02.03.2016 16:47

Россия планирует завоевать мусульманские рынки продуктов питания

На выставке Gulfood, которая прошла в Дубае, министром сельского хозяйства России было озвучено, что РФ в ближайшей перспективе может стать одним из крупных поставщиков халяльных продуктов питания в страны с преобладающим мусульманским населением.

 Также министр отметил, что экспорт халяльных продуктов в первую очередь планируется наращивать за счет мяса птицы и говядины. В России на сегодняшний день насчитывается больше двух десятков предприятий, которые имеют право маркировать свою продукцию знаком «халяль».

В настоящее время мясо птицы является основой российских мясных экспортных поставок в мусульманские регионы. Но цифра пока невелика - 0,5 млн тонн. Мировой рынок халяльной продукции достаточно емкий, эксперты оценивают его в 500 млрд долларов США. Если говорить об экспортных поставках мяса российского производства в ОАЭ, то по данным Минсельхозпрода в настоящее время показатели находятся в районе статистической погрешности. За 2015 год в ОАЭ было поставлено лишь 0,5 тонны мяса птицы, и 0,3 тонны говядины.

На кого сделана ставка?

Одним из несомненных российских лидеров в поставках мясной продукции на рынки мусульманских стран может стать компания «Мираторг», которая считается одним из самых крупных российских производителей мяса. «Мираторг» получил разрешение на право поставок мяса в Иран. Это первое такое разрешение, выданное Тегераном российскому поставщику. Пока оно касается только одного из предприятий «Мираторга» по производству говядины. Находится оно на Брянщине. Соответствующие государственные структуры Ирана провели проверку производства и подтвердили строгое соответствие продукции не только техническим и ветеринарным стандартам, но и требованиям, которые предъявляются к продуктам питания, маркируемым как «халяль». А это не только требования к сырью, но и к цехам, используемому оборудованию, необходимым технологиям, персоналу, соблюдению определенных религиозных норм и к упаковке.

Брянское предприятие «Мираторга» было создано с нуля. Поэтому оборудование и технологические процессы на нем исключительно современные. Мощность предприятия –130 тыс. тонн мясной продукции в год. Переработка сырья глубокая, осуществляется с высокой добавленной стоимостью. На нем установлено оборудование для забоя скота в строгом соответствии с принципами, принятыми в мусульманской среде. Скот выращивается с применением кормов собственного производства, так что случайности, нарушающие принципы ислама, в технологической цепочке исключены. Молодняк откармливают без применения гормонов роста и других биологических стимуляторов. За его здоровьем строго следят ветеринарные службы. Вдобавок, мясо проходит проверку на допустимое содержание тяжелых металлов. Так что за его высокое качество можно ручаться.

Другой компанией, претендующей на получение своей доли на мировом рынке халяльной продукции, является «Евродон». Предприятие уже достаточно продолжительное время специализируется на выпуске конфессиональных продуктов для рынка России. Основное направлениемясо индейки. Никаких кардинальных изменений в технологиях для выхода на рынки мусульманских стран «Евродону» не потребуется. Предприятие давно работает с соблюдением религиозных требований Ислама - в его штате есть духовная особа, так что контроль за соблюдением правил ведется строгий.

Опасаться насчет того, что экспортные поставки говядины и мяса птицы в страны с населением, исповедующим ислам, приведут к дефициту и, соответственно, подорожанию этих продуктов на российском рынке, безосновательны. Наоборот, за счет экспорта производитель сможет сделать продукты более доступными для отечественного потребителя. Производство расширяется за счет использования ранее невостребованных земель. Вполне может получиться, что без поиска новых рынков сбыта в РФ в скором времени возникнет проблема перепроизводства в сельском хозяйстве.

Кто имеет права на маркировку «халяль»?

Халяльные продукты в последнее время выбирают не только мусульмане. Дело в том, что производитель может лукавить, обозначая продукцию как полностью безопасную для здоровья. Маркировка же «халяль» свидетельствует о том, что контроль за соблюдением правил производства продукции питания осуществлялся религиозными организациямимуфтиятами, духовными управлениями. Доверие к религиозным организациям у населения любой страны традиционно выше, чем к организациям светским.

Строго говоря, термин «халяль» относится не только к еде, это слово, определяющее в исламе допустимое и недопустимое во всех сферах жизни. То есть, это вопрос греховности любого поступка, поведения, в том числе, касающийся кулинарии. В вопросах питания важно не только, какой продукт используется, имеется в виду мясо какого животного пойдет в пищу, или же наличие в продукте алкоголя. Важно еще, как было забито животное – в исламской традиции забой должен производиться с отправлением определенных религиозных действий, иначе даже допустимое в пищу животное будет считаться падалью. Также должны использоваться определенные виды ножей, разделочных досок. Не допускается использовать оборудование и посуду, которое до этого могло контактировать с нехаляльными продуктами.

Сам производитель не в праве маркировать свою продукцию «халяль». Давать на это разрешение имеют право лишь специальные комитеты, созданные муфтиятом или духовным управлением мусульман. Именно представители комитетов и проверяют соблюдение религиозных требований производителем. Нередко их сотрудники включены в штат предприятия. Производителя никто не заставляет проходить проверку на халяльность продукции, это процесс добровольный. Но многие самостоятельно стремятся пройти подобную проверку и получить сертификат. Ведь в обычной продукции даже из таблицы с составом продукта питания рядовому потребителю трудно понять, что именно он потребляет в пищу. Маркировка же «халяль» дает ему гарантиюрелигиозные требования во многом куда более строгие, чем технические нормы.

Перспективы рынка

Емкость к 2020 году может удвоиться. В основном это произойдет из-за быстрого роста народонаселения в странах, где ислам является господствующей религией. Если прогноз подтвердится, то объем рынка, который на сегодняшний день составляет примерно 1,8 трлн. долларов, поднимется через четыре года до отметки 3,7 трлн.

Так же растет и объем халяльного туризма. В настоящее время он равен 12% от всей индустрии отдыха. К 2020 году его объем должен вырасти до цифры в 233 млрд. долларов. Россия тоже имеет потенциал роста в этой сфере.

Темы публикации:Экономика
Комментарии