www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
22.02.2016 15:22

Власти задумались о доступности кредитов в АПК

Система субсидирования кредитов в отечественном сельском хозяйстве постоянно претерпевает изменения. Вот и теперь в очередной раз ее решено усовершенствовать.

Минсельхозпрод выступил с предложением компенсировать кредитную ставку полностью (на сегодняшний день она составляет 11% в год), это касается долгосрочных кредитов. Для получателей краткосрочных кредитов тоже предусмотрена государственная помощь - они смогут рассчитывать на компенсацию той части ставки, которая превышает 5%. По краткосрочным кредитам компенсации будут получать непосредственно банки-кредиторы. Сегодня средняя кредитная ставка по краткосрочным кредитам колеблется на отметке 15% - 16%.

Приоритетными в настоящее время по компенсации являются мясное и молочное животноводство - им в идеале компенсируют кредитные ставки полностью. Все остальные отрасли получают компенсации в размере двух третей от кредитной ставки. Теперь самая низкая ставка в животноводстве - от 6% до 10%. В растениеводстве - от 9% до 13%. Таковы данные профильного министерства.

Планы прошлого и будущего

Различные новшества в субсидировании сельхозпроизводителей в России предлагались и раньше. Часть из них реализована, часть так и осталась планами. При этом существует вполне конкретный документ, предусматривающий развитие сельского хозяйства страны до 2020 года. Согласно ему, на развитие агропромышленного комплекса по госпрограмме должно быть направлено и уже было направлено:

2013 год – 197,6 млрд рублей;

2014 год – 170, 1 млрд рублей;

2015 год – 187,9 млрд рублей;

2016 год – 258,1 млрд рублей;

2017 год – 300,2 млрд рублей;

2018 год – 324,0 млрд рублей;

2019 год – 337,8 млрд рублей;

2020 год – 350,4 млрд рублей.

Определенная часть из этих средств должна пойти и на субсидирование ставок по кредитам. Суммы предусмотрены по возрастающей. Правда, не совсем понятно, откуда будут браться все большие финансы в условиях кризиса. Желание сделать получателями субсидий банки имеет двойственную оценку у экспертов. С одной стороны, это благоприятно для сельхозпроизводителей, поскольку они оказываются в более выигрышном положении, чем сейчас. Сегодня аграрий получает кредит, затем возвращает его с процентами и только потом может рассчитывать на получение субсидии. При этом банк не рассматривает задержку выплат-компенсаций со стороны государства как уважительную причину задержки выплат по кредитам. Теперь банк сам будет выстраивать линию отношений по госпрограмме с государством. Но с другой стороны, банк получает в свое распоряжение и сами кредиты, и субсидии, что провоцирует рост коррупционной составляющей. Банк становится монополистом в отношениях с государством, исчезает конкурентная среда, что не может вести к реальному удешевлению кредитов.

Система субсидирования процентных ставок уже не раз давала сбой в прошлом. Так, в 2013 году общефедеральный и региональные бюджеты в целом по стране остались должны аграриям 35 млрд рублей. Не сработала «цепочка» - о части уже полученных кредитов, по которым государство должно было выплатить субсидии, ответственные за это госструктуры просто не были проинформированы.

Реальность

Когда заходит разговор о сельском хозяйстве на государственном уровне, то практически обязательно прозвучит триада: импортозамещение, поддержка отечественного производителя и субсидирование кредитной ставки. Первое понятие напрямую связано со вторым, а второе с третьим. Они вытекают друг из друга. Вроде бы все понятно - поддержка осуществляется посредством субсидирования процентной ставки. Но, чтобы было, что субсидировать, необходимо предварительно получить этот самый кредит. Однако пока посмотрим на субсидии. Пока это слово звучит абстрактно, а не становится элементом реального дела, может сложиться впечатление, что субсидии компенсируются чуть ли не в автоматическом режиме. Взял кредит – получи субсидию. Но путь ее к конечному получателю чрезвычайно длинный и запутанный.

Субсидии направляются из бюджета в регионы, оттуда они уходят на уровень района, оттуда в хозяйства. Вся эта цепочка имеет определенную коррупционную емкость, к которой следует прибавить еще несогласованность. Денежные ручейки растекаются, и не всегда можно отследить их направление. Право на получение субсидии еще следует доказать и, даже доказав, не всегда возможно получить

Теперь о получении самого кредита. Даже с сегодняшними ставками это не так просто сделать, ведь банк выставляет собственные условия его выдачи. Кредит выдается под залог. И это нормальная практика - нужно же минимизировать риски невозврата средств. Они тоже влияют на величину ставки. Около 10 лет назад для получения кредита вполне хватало залога активов самого сельхозпредприятия. На сегодняшний день этого уже недостаточно. Необходимо доказать, что предприятие работает с прибылью. Банки в нарушение законодательства требуют гарантий по кредиту от учредителей. Но многие сельхозпроизводители – общества с ограниченной ответственностью. Такая форма предполагает финансово отвечать лишь имуществом самого ООО. Нередко банки требуют гарантий от других компаний, которые связаны с учредителем ООО. Но даже предоставив такой пакет документов, нет гарантий того, что кредит будет получен.

Решение о более полном возмещении ставок по кредитам - разумеется, шаг в верном направлении. Однако необходим еще ряд мер, которые сделали бы сами кредиты доступнее и выровняли бы в возможностях сельхозпроизводителей разных регионов страны.

Комментарии