www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
20.01.2016 19:08

Российскому АПК придется взять курс на Восток

С кем из иностранных партнеров Россия может расширить сельскохозяйственное сотрудничество?

В Минэкономразвития РФ было озвучено, что торговые пошлины в отношении поставок продукции сельского хозяйства из Ирана в Россию в скором времени могут отменить. Такое возможное решение в вопросах взаимной торговли двух стран появилось после встречи главы минэкономразвития Алексея Улюкаева и его иранского коллеги. Встреча происходила в рамках сотрудничества стран членов Всемирной торговой организации.

Алексей Улюкаев высказал уверенность в том, что таможенные тарифы по многим позициям будут уменьшены, а в том, что касается продукции сельского хозяйства, и вовсе отменены. Этот шаг пойдет на пользу обеим странам.

Вопрос отмены таможенных пошлин в поставках продуктов питания актуален. В связи с продуктовым эмбарго, введенном Россией в отношении стран Запада, а также Турции, на продуктовом рынке РФ образовались незанятые ниши. По большей части – это рынок фруктов, овощей, которые или вообще не выращиваются в России, или же выращиваются в недостаточном количестве.

Что же поставляет и еще может поставить на российский продуктовый рынок Иран? Эта крупная азиатская страна далеко не исчерпала свой потенциальный ресурс в торговле с Россией. Отношения между странами достаточно дружественные. Иранцы могли бы поставлять в Российскую Федерацию овощи, фрукты, зелень, орехи, клубнику. Причем речь идет не только о поставках сырых овощей и фруктов, а также и о продуктах их переработки – соках, варенье, томатной пасте.

Многое из перечисленного уже хорошо знакомо российскому потребителю. Правда, представлено оно на полках магазинов не так широко, как это могло бы быть. При этом важно отметить высокое качество иранских продуктовых товаров. Эта страна известна тем, что выращивает товарную продукцию с минимальным использованием «химии» как в сфере удобрений, так и в сфере ядохимикатов.

Только один Иран не в состоянии полностью удовлетворить дефицит продуктовых товаров в России. Но он сумеет при должной экономической политике со стороны РФ закрыть около 15 % от потребности в таких товарах. И это достаточно большой показатель.

Рынок не терпит пустоты

Значительную долю рынка продуктов питания в России традиционно занимала Турция. Уже с 1 января следующего года вступили в действие российские запреты на поставку из Турции некоторых групп товаров, и не только продовольственных. Заперт коснулся томатов, свежих огурцов, некоторых сортов капусты, цитрусовых, других фруктов, ягод, мяса птицы, а также приправ. Основной дефицит в таких продуктах Россия испытывает осенью, зимой и ранней весной, когда собственное производство минимально. В некоторые года доля импортных товаров по этим позициям составляла до 50%. А доля Турции, например, по помидорам, доходила до 40%.

Весь этот турецкий импорт необходимо в срочном порядке заменить импортом из других стран. Также речь идет об импорте мяса. Большой потенциал в этом отношении имеют страны Азиатско-тихоокеанского региона. К тому же российский потенциал в отношениях с ними задействован далеко не в полном объеме. До последнего времени РФ, хотя и сама географически принадлежит своей восточной частью к этому региону, по большей части выступала лишь как сторонний наблюдатель и в сфере политики, и в сфере экономики. Только в последние годы страна стала участвовать в международных организациях АТР, развивать экономические отношения с этими странами.

Большую роль в торговле продуктами сельского хозяйства со странами АТР играет российский Дальний Восток. В первую очередь, это вопросы логистики. Многое дешевле и проще завозить сюда с востока, чем с запада. Это решает и многие социальные проблемы региона, уменьшает отток населения.

Еще до проблем с Турцией в российском импорте наметилась явственная тенденция расширения закупок из стран Азиатско-тихоокеанского региона. В лидерах - китайское, корейское, филиппинское, японское направление. Так, например, по продовольственным товарам на первом месте в товарообороте между странами продовольственных товаров находится Китай. При этом стоит отметить, что китайско-российский товарооборот значительно снизился по итогам прошлого года и по данным китайской таможни составил $68 млрд (на 28% меньше 2014 года). В основном Россия поставляет в Китай продукты молочной отрасли, мед, кондитерские изделия. Достигнуты положительные результаты в переговорах о поставках зерна, которые могут начаться в этом году. Особенно заинтересован Китай в российском молоке. Китайцы только недавно стали массово потреблять этот продукт.

Покупаем дешевле, продаем дороже

Выпавшие поставщики молочной продукции в Россию довольно быстро находят замещение. Так, теперь в Российскую Федерацию больше молочной продукции стали поставлять Беларусь, Казахстан, Уругвай и Аргентина. Если раньше более половины поставляемого в РФ мяса обеспечивали США, страны Евросоюза, Австралия и Новая Зеландия, то теперь эту нишу рынка заняли такие страны, как Бразилия, Беларусь, Аргентина, Уругвай и Парагвай. Изменение претерпел и импорт фруктов. Раньше на нем лидировали страны Евросоюза, теперь фрукты в Россию поставляют Эквадор, Марокко, Аргентина, Египет. Овощи на 40 % от всех импортных поставок осуществлял Евросоюз, теперь же положение изменилось, на смену им пришли Египет, Аргентина, Израиль, Китай.

По идее, смена поставщиков сельскохозяйственной продукции с США и Евросоюза, где продукция достаточно дорогая, на страны с менее высоким уровнем жизни должна была привести к удешевлению продуктов на полках магазинов. Однако такая замена не привела к снижению цен в розничной торговле. Все дело в том, что при смене поставщиков изменилась логистика перевозок. Купленный по более низкой цене товар приходится доставлять несколькими видами транспорта, осуществлять перегрузку, растут затраты на использование складов, оформление документов, таможенные тарифы. Все эти расходы исчисляются не в российских рублях, а в валюте. Вот и получается, что в рублевом эквиваленте они выросли в разы. Ко всему прочему возросла цепочка посредников и спекулянтов на рынке транспортников. Именно они в большей мере ответственны за повышение конечной цены – той, с которой сталкивается потребитель в магазине. По подсчетам экспертов, подобные переплаты транспортникам, именно переплаты, а не сама плата за транспортировку, составляют около 4 миллиардов долларов в год.

Темы публикации:Экономика
География:Иран Китай Россия
Комментарии