www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
29.12.2015 14:54

Путин поставил вопрос об изъятии неиспользуемых земель сельхоз назначения

В ежегодном послании Федеральному Собранию президент В. Путин среди прочих вопросов уделил внимание и изъятию неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

Реализация такого предложения не может основываться только на словах главы государства, для этого необходимы изменения в действующем законодательстве. Президент предложил выявлять недобросовестных владельцев сельскохозяйственных земель, изымать земельные площади с тем, чтобы потом реализовывать их через аукционы. Предполагается, что продавать их станут лишь тем лицам, компаниям и организациям, кто желает и имеет возможность их возделывать.

Закон есть, но он не работает

Всякое предложение подобного рода может быть реализовано лишь через бюрократическую цепочку. Поэтому следующий шаг - за правительством страны. Уже к лету будущего года должны быть готовы конкретные предложения по реализации изъятия неиспользуемых сельхозугодий.

В аграрном комитете заверили, будто бы первые предварительно сформулированные положения появятся в течение ближайших недель. И касаться они будут не только будущих поправок, но и в целом аграрной политики РФ, новаций в государственной программе по развитию сельского хозяйства в целом. Что ж, внимание к агрокомплексу сейчас пристальное, это одна из немногих развивающихся, а не стагнирующих отраслей народного хозяйства. Особенно это актуально в свете политики импортозамещения.

Сама процедура изъятия сельскохозяйственных земель, не использующихся вообще или использующихся не по назначению, для сегодняшней России не нова. Закон, регулирующий эту процедуру, вступил в действие относительно недавно. На сегодняшний день процесс изъятия их у собственника может быть запущен, если в течение 5 лет владелец не приступил к их использованию по прямому назначению. Но случаев изъятия было очень мало. Так что, существующее законодательство на практике продемонстрировало практическую неспособность решить проблему — оно однозначно нуждается в доработке и корректировке.

Что может помешать?

Закон есть. Над его текстом работали профильные министерства и ведомства, специалисты, законодатели. Использовался опыт других стран. Но почему-то в некоторых странах, чей опыт учитывался, закон действует вполне успешно, а в России процесс застопорился. Возможно, дело не в самом законе, а в его правоприменении, или в местных условиях? Тогда никакие поправки и новации ситуацию не изменят. Неиспользуемые земли так и не найдут себе толковых хозяев, которые займутся на площадях производством сельхоз культур. Или же вокруг проблемы возникнут коррупционные схемы.

Эксперты, специализирующиеся на сельском хозяйстве и земельных вопросах, видят несколько причин такого положения. Основная проблема состоит в том, что в РФ до настоящего времени отсутствует единая информационная база данных, описывающая земельные ресурсы страны. Все данные распылены по разным ресурсам, общую картину отследить невозможно. Сознательно это сделано, или же так сложилось, сказать однозначно сложно. В любом случае, когда-то надо принимать решение свести воедино информацию разных ведомств, имеющих отношение к землепользованию и распределению земли. Должна быть создана единая для всей страны кадастровая карта, пользуясь которой, можно было бы определить, в каком состоянии находятся все земли сельскохозяйственного назначения. Создать подобную карту в относительно короткие сроки вполне реально. Для этого следует воспользоваться возможностями спутникового мониторинга. Такая карта должна стать основой для единого информационного портала, где в свободном доступе каждый заинтересованный субъект хозяйствования или власти мог бы получить нужную ему информацию.

На сегодняшний день ничего подобного не существует даже в приближении. Мало того, что информация находится в «распыленном» виде и ее приходится собирать по кусочкам. Сейчас только треть земельного фонда охвачена кадастровым учетом. Две трети площадей остаются за пределами такого контроля. Поэтому абсолютно невозможно оперативно провести оценку того, насколько интенсивно земли используются и используются ли вообще. Для этого необходимо проводить целенаправленное расследование в каждом конкретном случае.

Основной стратегический ресурс

Россия - не бедная страна, хотя в последние годы и испытывает определенные экономические трудности. Если полезные ископаемые, особенно углеводороды, сильно подвержены ценовым скачкам из-за конъюнктуры мирового рынка, то земля - это вечная ценность. Ее стоимость практически не зависит от научно-технического прогресса, изменения технологий. Поэтому земельный фонд – это стратегический ресурс страны и ее конкурентное преимущество. На территории РФ – 12 % от всей пахотной земли земного шара. Это более 120 000 000 га. Они - реальный шанс выполнения амбициозной задачи полного обеспечения к 2020 году продовольственной безопасности РФ. Такая задача, кстати, тоже поставлена главой государства.

Закон, по которому следует изымать неиспользуемые земли сельхоз назначения, не работает не только потому, что нет полноценного кадастра. Есть и еще одна причина. И заложена она в механизме, через который реализовывается законодательство. Этот механизм непременно должен быть модернизирован, изменен. Он не дает сегодня воплотить положения существующего законодательства в жизнь. Тем не менее, никто не собирается этого делать. Порочная система будет механически перенесена в будущее и оставит недееспособным и новый закон, как бы хорош или плох он ни был.

Вот это положение: процесс изъятия земли может быть начат лишь по итогам проверки, которую осуществляет уполномоченное лицо. Вот и все, большего можно и не добавлять. Таких уполномоченных чрезвычайно мало, проверить им предстоит очень много, хватит на десятилетия. Вот тут «зарыта» составляющая коррупции, которая была, есть и будет, но для которой не стоит создавать тепличные условия размножения.

Нельзя исключить, что заинтересованные стороны станут подсказывать чиновнику маршруты, по которым ему следует ездить с проверками. Естественно, за вознаграждение. Претензий к чиновнику за такие заказные маршруты не предъявишь, работа идет. Еще плохо то, что сами критерии неиспользования земли сельскохозяйственного назначения чрезвычайно размытые, неоднозначные. Грамотный юрист всегда сможет добиться движения вспять, опротестовав решение проверяющего уполномоченного лица. Возможен и такой вариант, что некоторые «ошибки» в решении проверяющего будут проплачены и допущены намеренно, чтобы сохранилось статус-кво.

Кроме уже существующих сложностей и коррупционных рисков, рассматривается внесение еще одного. Предлагается, что если выставленный на аукцион участок никто не купил, его должно выкупать государство в лице региона или муниципального образования. Если учесть, что большинство земель захватывалось в собственность путем выкупа их за «копейки» с расчетом потом выгодно перепродать, то лучшего пути просто не существует. Причем полностью законного.

Без устранения препятствий к выполнению законодательства, без минимизации коррупционных рисков никакой новый закон не принесет необходимых результатов.

Комментарии