www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
04.09.2015 15:41

Необходимо ли усложнить иностранцам доступ к российским сельскохозяйственным землям?

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации выступило с инициативой ввести минимальный и максимальный сроки, в течении которых иностранцы и иностранные компании могут арендовать сельскохозяйственные земли.

Минимум предлагается установить – три года аренды, максимумдесять лет. Инициаторы полагают, что нововведение позволит предотвратить наблюдающееся сегодня захламление земель сельскохозяйственного назначения и нарушения в их использовании. Предложения профильного министерства могут приобрести силу закона уже в следующем году. Сможет ли подобное исправить ситуацию?

Проблема существует

В средствах массовой информации довольно часто попадаются публикации, свидетельствующие о варварском использовании иностранными компаниями участков земли сельскохозяйственного назначения. Поэтому реакция Минсельхоза вполне закономерна - условия аренды необходимо ужесточить. Но требование к ограничению сроков аренды весьма сомнительно. К тому же оно предлагается вкупе с полным запретом на приобретение иностранцами и иностранными компаниями сельхозугодий в собственность. Экспертное сообщество практически единодушно в том, что подобными ограничениями проблему не решить. Сомнительно, что компания, получившая участок сельхозугодий на срок в три года, станет сильно заботится о сохранении плодородия почвы, ее экологической чистоте. Даже, наоборот. Временщики постараются выжать из участка все возможное, а потом на нем «хоть трава не расти». Если же авторы нововведения решили озаботится применением запрещенной в России агрохимии, то и тут получается ложный ход. Достичь успеха на этом направлении можно лишь контролем и надзором.

В предложении профильного министерства существует еще одна норма. Предполагается ограничить суммарную площадь арендуемых иностранцами сельхозземель в каждом отдельном муниципальном районе - она не должна превышать 5 процентов всех сельхозугодий. При этом арендодатель должен регулярно (не реже одного раза в год) контролировать использование арендуемой у него земли.

Китайское предупреждение

На сегодняшний день тоже существуют ограничения по владению иностранными компаниями землями сельскохозяйственного назначения. Если в уставном капитале компании более половины принадлежит иностранным гражданам или иностранным юридическим лицам, то она не может владеть землей сельхозназначения в Российской Федерации. Это требование тоже подлежит, с точки зрения инициаторов нововведения, ужесточению. Теперь предлагается запретить владение сельхозугодьями юридическим лицам, у которых конечный бенефициариностранный гражданин или же лицо без гражданства. Для этого предлагается обязать компании делать информацию об их бенефициарах открытой, в противном случае сделка не может быть зарегистрирована. С подобной инициативой министерство выступало и ранее.

Наибольшие нарекания от авторов изменений в законодательство направлены в адрес арендаторов из КНР. Они обвиняют последних в варварском обращении с землей, приводят данные о том, что идет загрязнение участков промышленными отходами, пластиковой пленкой. Арендаторы применяют ядохимикаты, которые запрещены к использованию российскими нормами, или же применяют разрешенные, но в недопустимых количествах. При этом в Минсельхозпроде отмечают, что это стало печальной тенденцией, и с каждым годом положение только усугубляется.

Данные Росреестра показывают наличие в России весьма значительной части сельхозугодий, арендуемых или же принадлежащих иностранным компаниям на правах собственности. В Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения составляют 387 миллионов гектар. На 12 миллионах из них хозяйничают иностранцы.

Не совсем понятно, как можно увязать эту инициативу с уже подписанным документом. Правительство Забайкальского края заключило с китайской стороной протокол о намерениях, согласно которому китайская компания Huae Xingbang получает в аренду для совместного использования 115 000 гектаров земли сроком на 49 лет, в том числе не только залежных земель, но и пастбищ. На это несоответствие уже обратили внимание законодатели. Так, думская фракция ЛДПР уже обратилась к главе правительства с призывом о том, чтобы если не отменить вообще, то хотя бы приостановить реализацию передачи земли китайской компании на столь долгий срок.

Дело не в сроках аренды

Эксперты по земельным отношениям в целом приветствуют тот факт, что министерство вспомнило о наболевшей проблеме. Раз государство широко привлекает иностранных инвесторов в агропромышленный комплекс страны, то следует заботиться о сохранении земель сельскохозяйственного назначения, не допускать их деградации и захламления. Но действенность предлагаемых поправок экспертное сообщество справедливо ставит под сомнение - они не исправят ситуацию. Необходим контроль за использованием земли, и это должно происходить на государственном уровне. Существуют специальные службы, которые должны контролировать внесение удобрений, использование ядохимикатов. Проверка раз в год проблему в этом отношении не решит. Нельзя всю ответственность в деле контроля сваливать на арендодателя. Он физически не сможет проконтролировать процесс использования земли. Короткие сроки могут лишь подстегнуть арендатора к скорейшему получению прибыли любыми средствами.

Короткие сроки аренды, или длинные - не в этом суть. Это, по большому счету, никак не повлияет на отношение арендатора к земле. Если ограничить срок аренды тремя годами, это не отпугнет недобросовестных арендаторов. Сельское хозяйство - сезонный цикл, кратный одному году, если речь идет об однолетних культурах. Тут три года или десятьразницы нет. Существуют более глубокие проблемы, на которые следует в первую очередь обратить внимание. Одна из них – использование пестицидов, которые не зарегистрированы в России. Но это вопрос не к арендодателю, а к правоохранительным структурам. Они должны выяснить, каким путем подобная агрохимия была ввезена в Россию. Так же сомнительно предлагаемое новшество раскрывать бенефициаров иностранных компаний. На сегодняшний день невозможно отследить иностранное владение глубже, чем «материнский» уровень. К тому же существует практика, когда иностранная компания приобретает акции сельскохозяйственного предприятия, расположенного в России. Владение акциями предусматривает и владение участками земли, которыми они обеспечены. Нужно разбираться и с этим парадоксом.

Таким образом, вопросов накопилось куда больше, чем ответов у профильного министерства. Даже если предложения обретут силу закона, проблема не решится сама собой, и найдутся лазейки для обхода ограничений. К тому же не совсем ясно, как следует поступить с уже заключенными сделками - ведь на момент их подписания они не противоречили законодательству. Все же дело не в сроках аренды, а в надлежащем контроле за использованием земель сельхозназначения. И в этой связи по большому счету нет разницы, ведет на них хоздеятельность отечественный производитель или иностранный.

Темы публикации:Земля
География:Россия
Комментарии