www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
21.05.2015 15:22

«Беспилотники» в корне изменят российское сельское хозяйство

Член Совета Федерации Максим Кавджарадзе выступил с инициативой широкого использования беспилотных летательных аппаратов в отечественном сельском хозяйстве.

По мнению сенатора, это даст возможность в короткие сроки создать современную техническую базу и поспособствует разумному импортозамещению на рынке продовольствия.

Хорошо забытое старое

На сегодняшний день, со времен Советского Союза, основу парка сельскохозяйственной авиации России составляют бипланы АН-2. Машина надежная, но сильно устаревшая. Большинство самолетов этой модели давно выработали свой ресурс, уже не раз проходили капитальный ремонт. Но даже такой техники отечественному сельскому хозяйству катастрофически не хватает. Площади сельхозугодий, нуждающихся в сельскохозяйственной авиации, составляют 40 миллионов гектаров. Реально же малой авиацией обрабатывается лишь 5 миллионов гектаров. В советское время этот показатель был в десять раз больше.

Практика показывает, что сельхозавиация превышает по эффективности обработки наземную технику в десять-двенадцать раз. Она дает возможность в короткие сроки проводить аэропосев культур, их обработку пестицидами, ядохимикатами, вносить удобрения, вести мониторинг. При этом в отличие от традиционной наземной техники, авиация не повреждает посевы, для нее не нужно оставлять технологическую колею. Позволяет вносить удобрения ранней весной, когда колесная техника просто не может выйти в поле из-за распутицы и в период созревания растений.

Использование современных беспилотников расширит преимущества малой авиации. Они способны вносить удобрения и опылять малыми дозами ядохимикатов вредителей, что уменьшает расход химии примерно на треть. За счет большей маневренности беспилотник ведет обработку, не покидая пределов поля.

Идея неплохая, к тому же беспилотники уже широко используются в сельском хозяйстве за рубежом. Но исполнение упирается в отсутствие отечественной современной техники, которую можно было бы использовать в сельхозпроизводстве. Большинство моделей создавались для нужд военных и приспособлены для выполнения специфических задач. Но спрос на подобную технику есть в самой России и в других странах. Производство сильно сдерживается отсутствием качественной отечественной электронной начинки и некоторых комплектующих. К тому же, эта элементная база является продукцией двойного, в том числе, военного, назначения, и часть ее попадает под недавние ограничения в торговле с Западом.

Мониторинг

И все же есть область, в которой беспилотники для аграриев могут стать незаменимыми. Это воздушная съемка. На сегодняшний день уже существует широкая линейка подобных относительно недорогих аппаратов как самолетного, так и вертолетного типа. Они легки в управлении, экономичны, оснащены камерами, способными вести съемку как в видимом диапазоне, так и в инфракрасном, передавать изображение на землю в режиме реального времени.

Когда посевы расположены на малых площадях, осуществлять визуальный контроль несложно. Но при больших площадях оперативный «ручной» контроль просто невозможен. Сейчас состояние посевов оценивают группы экспертов, непосредственно выезжающие на поля.

Чтобы ускорить процесс мониторинга, сделать его удобным и всеобъемлющим, необходимо применение легких беспилотников: летающих роботов. В настоящее время удобрения и ядохимикаты в основном вносятся по принципу учета их потребности, исходя из показателей самого плохого участка поля, равномерно по всей площади, хотя на самом деле потребность в них разная. В результате перерасход превышает реальную потребность в два раза. Реагенты попадают и не туда, где они нужны: стекают в канавки между рядами посевов, а не под корень. Это может приводить даже к гибели урожая.

Мониторинг посевов при помощи беспилотников позволит аграриям вносить расходные материалы только там, где это необходимо, что значительно сократит расход. Беспилотники позволяют вести оперативный контроль и в этом отношении имеют огромное преимущество перед спутниковыми снимками. Позволяют быстро выявлять дефекты, возникшие в результате засухи, подтопления, полегания, следить за процессом всхода.

Использование БПЛА не требует особых навыков. Такая техника садится/взлетает в режиме автопилота, самостоятельно осуществляет полет по заданному маршруту. Снимки, сделанные камерами, имеют привязку координат по навигатору. Беспилотник автоматически возвращается в точку вылета. В результате отдельные снимки можно сшить в один - большого разрешения.

Самолет или вертолет

В последние годы на Западе широко стал применяться термин «точное земледелие». Он основан на постулате о том, что удобрения, препараты следует вносить не равномерно по всему полю, а адресно, с учетом состояния его отдельных участков, рельефа. Такие агротехнологии практически невозможны без применения беспилотников.

БПЛА бывают двух типовсамолетного и вертолетного. Какой же из них предпочтительней? Самолеты обладают большей скоростью, что позволяет им облететь за единицу времени большие пространства. Но для них необходима более-менее приспособленная взлетно-посадочная полоса. При посадке и взлете с неприспособленных участков такие беспилотники быстро выходят из строя. Поэтому практика показала, что БПЛА вертолетного типа в сельском хозяйстве предпочтительнее. Они обычно запускаются с катапульты, а приземляются в любом месте. К тому же видео, передаваемое с камеры в режиме реального времени, или же его просмотр после пролета позволяют удобно визуально оценивать состояние посевов. Временами и сами аграрии точно не знают, что и где ищут. Такие «облеты» помогут разобраться в ситуации.

Беспилотных летательных аппаратов, способных поднимать в небо значительные грузы, что необходимо при распылении ядохимикатов, стимуляторов роста, удобрений, практически не существует. А те, что есть, требуют наличия взлетно-посадочных полос, что нивелирует их преимущества перед традиционной пилотируемой авиацией. Так что вряд ли в ближайшее время реально создать достаточно обширный парк беспилотной авиации для нужд сельского хозяйства страны. Скорее всего, пилотируемая техника еще не скоро сдаст тут свои позиции. А вот легкие аппараты для мониторинга, надо надеяться, получат широкое распространение уже в ближайшие годы.

Темы публикации:Растениеводство
География:Россия
Комментарии