www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Статьи
08.05.2015 15:29

Средний россиянин употребляет приправы среднего и низкого качества

Департамент по международному сотрудничеству Министерства сельского хозяйства России сообщил о переговорах с представителями хорватского производителя приправ «Вегета».

Компания «Подравка» планирует открыть собственное предприятие в Российской Федерации. Чем же привлекателен российский рынок специй для хорватов? И каково качество приправ, которые потребляют россияне?

Откуда берутся цены

Российский рынок приправ - настоящая терра инкогнита. Динамика его развития практически непредсказуема. В начале 2000-х никто из специалистов не мог предвидеть троекратный его рост за последующие годы. Каждый год россияне потребляют в среднем на 10-15 процентов приправ и специй больше, чем в предыдущий год. За год на отечественном рынке продается около 100 000 тонн ароматной продукции, и это без учета того, что продается на базарах. В денежном выражении годовые продажи с начала 2010-х составляли чуть менее миллиарда долларов. Для сравнения, рынок кофе и чая скромнее, там продажи колеблются около 500 миллионов и 750 миллионов, соответственно.

Приправы обычно продаются в фасовке малого объема, буквально на граммы. Поэтому их продажа чрезвычайно выгодна: наценка составляет сотни процентов. Например, цены на мировых оптовых рынках черного перца начинаются с семи долларов за килограмм (индонезийский или вьетнамский перцы). Самым качественным и дорогим считается индийский перец. Его цена редко превышает 9 долларов за один килограмм. А теперь сравним эти цены с теми, которые население платит за уже расфасованный в пакетики по несколько граммов товар. Прибыль от таких продаж составляет до 1000%. Продажа расфасованного кориандра в результате дает невиданные даже для наркоторговли прибыли – свыше 10 000 процентов. Куркума, в свою очередь, приносит 850%. Фасованный тмин – 700%, а ведь он отечественный! Сингапурская гвоздика самого высокого качества на оптовом рынке стоит до 17 долларов за килограмм. В России отечественная гвоздика куда более низкого качества продается в магазинах уже по тысяче долларов за килограмм, если продавать ее мелкой фасовкой.

Справедливости ради стоит отметить, что во всем мире существуют очень дорогие специи. Некоторые стоят, как и в средневековье, буквально как золото. Шафран оценивается до 10 000 долларов за килограмм. Но это происходит из-за сложной технологии получения конечного продукта. Для изготовления одного грамма шафрана необходимы тычинки крокуса с полутора сотен цветков. А крокус достаточно редкое растение, и сбор ведут вручную. Весь мировой сбор шафрана не превышает 300 тонн. И девять десятых его дает лишь одна страна — Иран.

У россиян своя атмосфера

У поставщиков существует железное правило. На экзотические приправы делается максимальная накрутка. Экзотику отечественные потребители ценят. Российский рынок разительно отличается от большинства стран. Во всем мире больше всего из приправ употребляют красный перец чили, куркуму, кориандр и кардамон. В Российской Федерации еще с советских времен в лидерах потребления находятся лавровый лист и черный перец. Шафран, калган, ягоды можжевельника, розовый перец практически невозможно найти на полках российских магазинов, рядовому потребителю они не нужны. А вот в ресторанном бизнесе они используются широко.

Российские покупатели плохо разбираются в приправах, не могут по достоинству оценить их качество. И это на руку недобросовестным производителям. У нас умудряются иногда продавать даже поддельный лавровый лист. Правда на юге страны население, как правило, знает толк в приправах. Их качество в кавказских магазинах значительно выше, чем в северных и центральных районах России.

Специалисты знают, что специи даже одного наименования сильно отличаются по качеству в зависимости от страны происхождения и культуры ведения сельского хозяйства. Красный перец может быть десяти видов. Наиболее ценны молодые стручки. Они имеют насыщенный красный цвет и в три раза дороже, чем обычный красный перец. Подкрасить последний для придания ему насыщенного цвета не проблема. Только специалист может отличить подделку, но никак не рядовой потребитель, который свято в надпись на пакетике.

Эксперты обоснованно полагают, что приправы из бывших южных советских республик – это не совсем приправы, половина их веса примеси. Обычно это низкосортная мука. К тому же приправы на юге нередко изготавливают в откровенно антисанитарных условиях. В Узбекистане лук, петрушку, кинзу традиционно сушат на крышах, на улице.

Международная классификация насчитывает полторы сотни видов специй. И даже экспертам иногда сложно интуитивно оценить качество товара. Бумажный пакетик не сохранит аромат приправы, а вот многослойный – удержит. Также не стоит особо рассчитывать на высокое качество различных смесей. Туда зачастую добавляют соль, будто той нет на кухне, различные усилители вкуса. Лучший выход – пользоваться специями в цельном виде, молоть их сразу перед тем, как добавлять в пищу.

Специи на магазинных полках все же обладают удовлетворительным качеством. Большинство из них попадают к нам из Индии, Вьетнама и Китая.

Варяги на рынке

Мало кто над этим задумывается, но основной потребитель специй – не граждане, а производители готовой пищевой продукции. В России – это громаднейший рынок. У нас традиционно добавляют, скажем, в колбасу в разы больше приправ, чем на Западе. Девять десятых нашего рынка пряностей – это импорт. Многие виды растений и культур просто не растут в нашем климате. Российское сельское хозяйство поставляет в основном лавровый лист, зелень, кориандр и горчицу.

Основной доход получают крупные зарубежные компании. Они располагают большим опытом и крупными средствами. Для них не составляет труда проплатить разветвленным торговым сетям, чтобы те выложили их товар на видном месте.

У нас на рынке специй преобладают международные корпорации-гиганты, есть игроки и помельче: польские, австрийские и финские. Конечно, можно иронизировать над финским перцем или австрийской корицей, но отечественным производителям на рынок приправ пробиться очень сложно.

Единственный сегмент, который уверенно освоили российские производители – это так называемые «специи в белых пакетиках». Простая и дешевая упаковка позволяет держать низкие цены.

Остается надеяться, что со временем такие компании развернутся и потеснят импорт. Уже сейчас некоторые из них закупают современное оборудование, в том числе и то, которое позволяет стерилизовать специи, не нанося ущербу их вкусу и аромату. Желание известного хорватского производителя открыть в России собственное предприятие уверенно вписывается в современный тренд российского рынка специй. Конкуренция со временем приведет в порядок и цены.

Темы публикации:Ритейл Цены
География:Россия
Комментарии